МБОУ Самаринская ООШ
с. Самарино
  • Школьный театр

    Школьный театр "Петрушка"

    Школьный театр как одна из форм дополнительного образования детей

       На сегодняшний день дополнительное образование детей является неотъемлемой частью основного общего образования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослы, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности». Таким образом, дополнительное образование детей удовлетворяет потребность обучающихся в самореализации и позволяет им самоопределиться профессионально.

        Дополнительные образовательные программы помогают детям формировать индивидуальное мировоззрение, собственное мнение. Обучающиеся получают практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит – учатся сотрудничеству и сотворчеству.  

       Можно выделить несколько основных функций дополнительного образования:

    1)      образовательная – получение ребенком новых знаний, умений и навыков;

    2)      воспитательная - определение четких нравственных ориентиров, ненавязчивое приобщение к культуре;

    3)      функция социализации – приобретение ребенком основных навыков воспроизводства социальных связей, освоение социального опыта;

    4)      интеграционная - создание психологического климата, позволяющего объединить взрослых и детей не только в рамках учреждения дополнительного образования, но и в повседневной жизни;

    5)      функция самореализации – личностное саморазвитие, самоопределение ребенка в культурно и социально значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха;

    6)      креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов;

    7)      компенсационная - предоставление ребенку в избранных им сферах творческой деятельности определенных гарантий достижения успеха;

    8)      рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

    9)      профориентационная - содействие определению жизненных планов ребенка, предпрофессиональную ориентацию, формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности.

        Перечисленные функций показывают, что дополнительное образование детей должно стать неотъемлемой частью любой образовательной системы.

    Дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

    • художественно-эстетическое;
    • научно-техническое;
    • спортивно-техническое;
    • эколого-биологическое;
    • физкультурно-оздоровительное;
    • туристско-краеведческое;
    • военно-патриотическое;
    • социально-гуманитарное;
    • культурологическое;
    • экономико-правовое.

        Театральная деятельность в школе стоит на стыке двух направлений: социально-гуманитарного и художественно-эстетического. Школьный театр позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит свое отражение в различных формах и направлениях образования. Театрализованная деятельность помогает синтезировать все психологические процессы человека: восприятие, мышление, воображение, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной, живописной и пр.). Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трёх аспектах: 

    • в создании драматического содержания, т. е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного, либо собственного сюжета; 
    • в исполнении собственного замысла, т. е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения; 
    • в оформлении спектакля – в создании декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

    Основные приёмы театральной педагогики:

    • активные действенные формы подачи и усвоения материала;
    • сюрпризность в подаче материала, что способствует формированию положительной установки на восприятие материала и активизирует возможности восприятия;
    • эмоциональная значимость материала для ученика и учителя;
    • сюжетное построение урока
    • ролевая игра;
    • целостное включение личности. Методы социоигровой и интерактивной педагогики;
    • раскрытие темы через целостный образ. Проблемы мира через призму сегодняшней темы, отдельного факта или явления современности;
    • ориентация на коллективное творчество. Для детей очень важно чувствовать себя личностями, принадлежащими к группе, участвующими в процессе созидания общественных ценностей;
    • ориентация на достижение конечного творческого результата.

    Создание школьного театра как формы дополнительного образования детей позволяет у обучающихся сформировать следующие УУД:

    Личностные УУД.

    Театральная деятельность - благоприятная среда для развития творческих способностей ребенка. Происходит формирование этических чувств, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы, проявляются индивидуальные творческие способности, происходит осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

    Регулятивные УУД.

    Театральная постановка – продукт совместной деятельности. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Занятия театральной деятельностью воспитывают дисциплину - чёткую организацию коллектива, уважение к труду товарища, взаимную помощь и ответственное отношение к взятым на себя обязательствам.

    Познавательные УУД.

    Работа над спектаклем (конечным продуктом деятельности) предполагает осознание значимости чтения и изучения литература как средства познания мира и себя в этом мире, даёт повод для работы мысли.

    Коммуникативные УУД.

    Детский театр – одна из эффективных форм речевого развития детей. В процессе подготовки спектаклей легче помочь детям сформировать правильное четкое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора, расширять словарный запас.

    Театр помогает решить важную проблему социальной адаптации – обучение социальному опыту. Театр даёт детям образец для подражания, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки. В процессе театрализованной деятельности развиваются коммуникативные способности, умение общаться. Научить общаться, понимать эмоциональное состояние других, адекватно реагировать на него – главные задачи воспитания ребенка, которые проще и интереснее решать в процессе работы над спектаклем.

    Более того, театральная деятельность становится особенно уместна и в связи с введением инклюзивного образования в общеобразовательные школы, где в деятельность включаются все дети, независимо от состояния их здоровья и личностных особенностей. Главное - каждому подобрать правильную роль. И тогда каждый ребенок, даже имеющий проблемы с речью, проблемы физического и психического характера может почувствовать себя равным среди равных.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie